Положение об адаптации детей

1. Общие положения
Настоящее Положение «Об адаптации детей к условиям дошкольной образовательной
организации» (далее Положение) регулирует процесс адаптации ребѐнка в МАДОУ детский сад
№ 42 г. Ивделя (далее ДОУ)
Положение разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
Конвенцией о правах ребѐнка,
Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребѐнка»,
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»,
Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении
порядка организации и осуществления Образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам и образовательным программам дошкольного образования»,
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28. СП 2.4.3648-20 для детских садов «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Адаптация – процесс активного приспособления ребѐнка к условиям социальной среды
детского сада.
Группа адаптации является структурной единицейобразовательного учреждения, которая
обеспечивает реализацию прав ребѐнка на получение качественного дошкольного образования,
охрану жизни, укрепление здоровья, адекватное возрасту физическое и психическое развитие.
Цель адаптации: сформировать готовность ребѐнка раннего дошкольного возраста к
вхождению в социум дошкольного учреждения.
Задачи адаптационного периода:
- построение конструктивного сотрудничества между детьми, родителями (законными
представителями) и педагогами
- соблюдение единых требований к режиму дня в семье и детском саду;
- создание эмоционального комфорта для каждого ребѐнка в группе;
- осуществление индивидуального подхода к ребѐнку.
Степени процесса адаптации
определены критериями адаптации, разработанные институтом
педиатрии Российской АМН (Приложение1):
- лѐгкая степень адаптации – 8-16 дней;
- адаптация средней тяжести – до 30 дней;
- тяжѐлая степень адаптации – свыше 30 дней.
Настоящее Положение является нормативным актом, принимается на педагогическом совете и
утверждается приказом заведующего ДОУ
Настоящее Положение принимается на неопределѐнный срок, считается пролонгированным,если
в него не внесены дополнения и изменения.
2.

Организационная деятельность при приеме вновь поступающего ребенка в ДОУ
в адаптационный период

До поступления ребенка в детский сад для родителей (законных представителей), вновь
поступающих воспитанников проводится организационное родительское собрание / собеседование
(форма проведения зависит от эпид. обстановки в городе), на котором воспитатели, педагогпсихолог знакомят родителей (законных представителей) с возрастными особенностями детей
данного возраста, характерными особенностями адаптационного периода, режимом дня.
При поступлении, в определенную администрацией ДОУ, возрастную группу проводится
собеседование родителя (законного представителя) воспитанника с воспитателем группы
уточняются сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, особенностям воспитания и
поведения ребенка (Приложение 2 «Анкета»)
По запросу родителей (законных представителей) образовательное учреждение оказывает

родителям (законным представителям) детей методическую и консультативную помощь, с целью
повышения их психологической и педагогической компетентности, способствует вовлечению
родителей (законных представителей) в образовательную, оздоровительную работу.
Воспитатель группы, при собеседовании с родителем (законным представителем), определяет
график прохождения адаптации, определяет время пребывания ребенка в группе ДОУ и заполняет
адаптационный лист (Приложение 3 «Лист адаптации»)
Воспитатель фиксирует наблюдения за поведением каждого воспитанника в листе адаптации,
проводит анализ течения адаптации в течение определенного времени пребывания ребенка в группе
и информирует об этом родителей (законных представителей);
Воспитатели оформляют наглядную информацию, индивидуальные памятки для родителей по теме
«Особенности адаптационного периода».
3.
Схема адаптации ребенка к условиям ДОУ
Адаптация проходит в зависимости от индивидуальных особенностей и поведения ребенка по
следующей схеме:
не более пяти дней – от 1 часа до 3 часов в день;
не более 10 дней (две недели) – ребенок находится в ДОУ до дневного сна;
с третьей недели ребенка начинают оставлять на дневной сон и забирают сразу после полдника.
с третьей недели, учитывая степень адаптации ребенка в ДОУ, ребенка начинают оставлять на
целый день.
Данная схема корректируется воспитателем, медицинским работником и (при необходимости) в
зависимости от течения адаптации ребенка, его возможной болезни в период адаптации, которая
увеличивает длительность протекания адаптации.
Прием детей в группу во время адаптационного периода осуществляется в соответствии с
графиком: не более двух детей одновременно с интервалом 4-5 дней.
Если ребенок отсутствовал по причине болезни или отсутствовал по другим причинам, то
адаптация ребенка к условиям детского сада начинается с момента на котором она закончилась.
Окончание процесса
адаптации у каждого воспитанника определяется воспитателем
совместно с медицинским работником.
4. Обязанности родителей в адаптационный период
Родители
(законные
представители)
должны
оказывать
работникам
дошкольного
образовательного учреждения максимальное содействие в период адаптации.
Родители (законные представители) соблюдают в семье режим дня, соответствующий режиму
детского сада.
Все дальнейшие вопросы, касающиеся оказания ДОУ воспитанникам образовательных услуг, а
также осуществления присмотра и ухода за воспитанниками, регулируются договором об
образовании по образовательной программе дошкольного образования, заключенным между ДОУ и
родителями (лицами, их заменяющими) при приеме в детский сад.
Во время нахождения ребенка вне ДОУ в период адаптации родители:
- увеличивают объем двигательной активности ребенка, время прогулки;
-снижают объем новых впечатлений: посещение кинотеатров, развлекательных
мероприятий, театров, хождение в гости, просмотр телепередач.
5. Ведение документации
Все справки и сопровождающие документы из медицинских учреждений хранятся в
личных медицинских картах ребѐнка при строгом учѐте медицинской сестры ДОУ.
Заявления на отпуск детей хранятся у воспитателей ДОУ.
Табель посещаемости ведѐтся воспитателем в строгом соответствии посещения ребѐнка.
Ответственность за оформление табелей несут воспитатели групп
Документацию по контрольно-аналитической деятельности ведется воспитателям группы.
Все возникшие споры рассматриваются на совещании при заведующем.

Приложение 1.
Критерии адаптации, разработанные институтом педиатрии
Российской АМН (Москва)
ЛЕГКАЯ СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ:
К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает
есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с
близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро
отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как
безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в
течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может
откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается
активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более 10 дней, без
осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в
деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
СРЕДНЯЯ СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ:
Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается
лишь через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40
дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течении всего дня.
Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его
к близким – эмоционально- возбужденное (плач, крик при расставании и встрече).
Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь
либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется
приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное.
Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется
или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в
отношении со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения
вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки,
шелушение кожи (диатез) – в течение полутора -двух недель.
ТЯЖЕЛАЯ СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ:
Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами;
аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая
рвота, функциональное нарушение стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное,
ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню
пребывания в ДОУ. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное, лишенное
практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет
агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место
задержка речевого развития на 2 -3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.
Тяжелая степень адаптации может проявляться в двух вариантах:
1 Нервно-психическое развитие отстает на 1-2 квартала, респираторные заболевания –
более 3-х раз, длительностью более 10 дней, ребенок не встает и не прибавляет в весе в
течение 1-2 кварталов.
2 Дети старше трех лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых,
заласканные, занимающие центральное место в семье, поведенческие реакции
нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в ДОУ, нервно-психическое развитие отстает на
2-3 квартала (от исходного), замедляется рост и прибавка в весе.
Невротические реакции:
-рвота
-пристрастие к личным вещам
-наличие страхов
-неуправляемое поведение
-стремление спрятаться от взрослых
-истерические реакции
-тремор подбородка, пальчиков.

Приложение 2.
Анкеты для родителей детей, поступающих в детский сад
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам
детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания
благоприятных условий его развития.
1. Ребенок:

Ф.И.
Дата рождения
Домашний адрес
2. Мать:

Ф.И.О.
Дата рождения, телефон
Образование, специальность, место работы
3. Отец:

Ф.И.О.
Год рождения телефон,
Образование, специальность, место
работы
4. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)
5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с
ними
6. К кому из членов семьи ребенок больше
привязан
7. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы
перенес
8.
Основные виды игр и занятий дома
9. Кто прибирает игрушки
10. Что умеет делать ребенок самостоятельно
11. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):
— с детьми своего возраста да нет
— с детьми старшего возраста да нет
— с незнакомыми взрослыми да нет
— с родными да нет
12. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните):
— спокойным; мало эмоциональным; очень эмоциональным
13. Выполнение, каких режимных моментов доставляет Вам больше всего
трудностейдома подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое
(допишите)
14. Какой аппетит у Вашего малыша хороший; ест все; плохо имало; в зависимости от
того, что в тарелке?
15. Как Вы его кормите дома? (нужное подчеркнуть): он ест сам; сначала ест сам, потом
докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно;
мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет;
пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.
16. Как засыпает ребенок дома? (нужное подчеркнуть): быстро; медленно; сам; с ним
рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам;
одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.
Спасибо!

Приложение 3.
Лист адаптации

Группа №

Фамилия, имя ребенка
Дата рождения
Дата поступления в ДОУ
Возраст при поступлении

Группа здоровья
Данные антропометрии: рост
Заболевания во время адаптации

Дни наблюдений/оценка параметров в баллах

Параметры
1

Показатели
физического
здоровья
Показатели
психического
здоровья

вес

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

в группе
дома
Сон
Стул
Эмоциональное состояние
с детьми
Социальны
е контакты со взрослыми
Игровая деятельность
Реакция на изменение
привычной ситуации
Аппетит

Параметры
Эмоциональное состояние
Контакты с детьми
Контакты со взрослыми
Игровая деятельность
Реакция на изменение привычной ситуации

Оценка параметров адаптации в баллах
3
2
положительное
неустойчивое
инициативен,
вступает в контакт
инициативен,
принимает взрослого
проявляет интерес
активен
принятие
тревожность

Аппетит: N – норма; П – повышен; С – снижен.
Стул: N – норма; Н – недержание; О – отсутствует.
Лѐгкая – до 15 дней – 16 -20 баллов

1
отрицательное
пассивен, реакция протеста
реакция протеста, уход от контакта
пассивен, реакция протеста
непринятие

Сон: N – норма; П – плохо засыпает и просыпается; Н – не спит днѐм.

Степень адаптации:
Средняя – 15-25 дней – 15 -11 баллов

Тяжѐлая – более 25 дней – 10 - 7 баллов

25

Группа №
Дата поступления

Адаптационный лист на
Воспитатели:
Дат
а

Длительность Настроение
пребывания

Деятельность Аппетит

Сон

Дети

Возраст
Взрослые

Индивидуальны
проявления

Рекомендации


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».