1. Общие положения
Настоящее Положение «Об адаптации детей к условиям дошкольной образовательной
организации» (далее Положение) регулирует процесс адаптации ребѐнка в МАДОУ детский сад
№ 42 г. Ивделя (далее ДОУ)
Положение разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
Конвенцией о правах ребѐнка,
Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребѐнка»,
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»,
Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении
порядка организации и осуществления Образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам и образовательным программам дошкольного образования»,
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28. СП 2.4.3648-20 для детских садов «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Адаптация – процесс активного приспособления ребѐнка к условиям социальной среды
детского сада.
Группа адаптации является структурной единицейобразовательного учреждения, которая
обеспечивает реализацию прав ребѐнка на получение качественного дошкольного образования,
охрану жизни, укрепление здоровья, адекватное возрасту физическое и психическое развитие.
Цель адаптации: сформировать готовность ребѐнка раннего дошкольного возраста к
вхождению в социум дошкольного учреждения.
Задачи адаптационного периода:
- построение конструктивного сотрудничества между детьми, родителями (законными
представителями) и педагогами
- соблюдение единых требований к режиму дня в семье и детском саду;
- создание эмоционального комфорта для каждого ребѐнка в группе;
- осуществление индивидуального подхода к ребѐнку.
Степени процесса адаптации
определены критериями адаптации, разработанные институтом
педиатрии Российской АМН (Приложение1):
- лѐгкая степень адаптации – 8-16 дней;
- адаптация средней тяжести – до 30 дней;
- тяжѐлая степень адаптации – свыше 30 дней.
Настоящее Положение является нормативным актом, принимается на педагогическом совете и
утверждается приказом заведующего ДОУ
Настоящее Положение принимается на неопределѐнный срок, считается пролонгированным,если
в него не внесены дополнения и изменения.
2.
Организационная деятельность при приеме вновь поступающего ребенка в ДОУ
в адаптационный период
До поступления ребенка в детский сад для родителей (законных представителей), вновь
поступающих воспитанников проводится организационное родительское собрание / собеседование
(форма проведения зависит от эпид. обстановки в городе), на котором воспитатели, педагогпсихолог знакомят родителей (законных представителей) с возрастными особенностями детей
данного возраста, характерными особенностями адаптационного периода, режимом дня.
При поступлении, в определенную администрацией ДОУ, возрастную группу проводится
собеседование родителя (законного представителя) воспитанника с воспитателем группы
уточняются сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, особенностям воспитания и
поведения ребенка (Приложение 2 «Анкета»)
По запросу родителей (законных представителей) образовательное учреждение оказывает
родителям (законным представителям) детей методическую и консультативную помощь, с целью
повышения их психологической и педагогической компетентности, способствует вовлечению
родителей (законных представителей) в образовательную, оздоровительную работу.
Воспитатель группы, при собеседовании с родителем (законным представителем), определяет
график прохождения адаптации, определяет время пребывания ребенка в группе ДОУ и заполняет
адаптационный лист (Приложение 3 «Лист адаптации»)
Воспитатель фиксирует наблюдения за поведением каждого воспитанника в листе адаптации,
проводит анализ течения адаптации в течение определенного времени пребывания ребенка в группе
и информирует об этом родителей (законных представителей);
Воспитатели оформляют наглядную информацию, индивидуальные памятки для родителей по теме
«Особенности адаптационного периода».
3.
Схема адаптации ребенка к условиям ДОУ
Адаптация проходит в зависимости от индивидуальных особенностей и поведения ребенка по
следующей схеме:
не более пяти дней – от 1 часа до 3 часов в день;
не более 10 дней (две недели) – ребенок находится в ДОУ до дневного сна;
с третьей недели ребенка начинают оставлять на дневной сон и забирают сразу после полдника.
с третьей недели, учитывая степень адаптации ребенка в ДОУ, ребенка начинают оставлять на
целый день.
Данная схема корректируется воспитателем, медицинским работником и (при необходимости) в
зависимости от течения адаптации ребенка, его возможной болезни в период адаптации, которая
увеличивает длительность протекания адаптации.
Прием детей в группу во время адаптационного периода осуществляется в соответствии с
графиком: не более двух детей одновременно с интервалом 4-5 дней.
Если ребенок отсутствовал по причине болезни или отсутствовал по другим причинам, то
адаптация ребенка к условиям детского сада начинается с момента на котором она закончилась.
Окончание процесса
адаптации у каждого воспитанника определяется воспитателем
совместно с медицинским работником.
4. Обязанности родителей в адаптационный период
Родители
(законные
представители)
должны
оказывать
работникам
дошкольного
образовательного учреждения максимальное содействие в период адаптации.
Родители (законные представители) соблюдают в семье режим дня, соответствующий режиму
детского сада.
Все дальнейшие вопросы, касающиеся оказания ДОУ воспитанникам образовательных услуг, а
также осуществления присмотра и ухода за воспитанниками, регулируются договором об
образовании по образовательной программе дошкольного образования, заключенным между ДОУ и
родителями (лицами, их заменяющими) при приеме в детский сад.
Во время нахождения ребенка вне ДОУ в период адаптации родители:
- увеличивают объем двигательной активности ребенка, время прогулки;
-снижают объем новых впечатлений: посещение кинотеатров, развлекательных
мероприятий, театров, хождение в гости, просмотр телепередач.
5. Ведение документации
Все справки и сопровождающие документы из медицинских учреждений хранятся в
личных медицинских картах ребѐнка при строгом учѐте медицинской сестры ДОУ.
Заявления на отпуск детей хранятся у воспитателей ДОУ.
Табель посещаемости ведѐтся воспитателем в строгом соответствии посещения ребѐнка.
Ответственность за оформление табелей несут воспитатели групп
Документацию по контрольно-аналитической деятельности ведется воспитателям группы.
Все возникшие споры рассматриваются на совещании при заведующем.
Приложение 1.
Критерии адаптации, разработанные институтом педиатрии
Российской АМН (Москва)
ЛЕГКАЯ СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ:
К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает
есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с
близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро
отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как
безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в
течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может
откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается
активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более 10 дней, без
осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в
деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
СРЕДНЯЯ СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ:
Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается
лишь через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40
дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течении всего дня.
Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его
к близким – эмоционально- возбужденное (плач, крик при расставании и встрече).
Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь
либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется
приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное.
Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется
или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в
отношении со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения
вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки,
шелушение кожи (диатез) – в течение полутора -двух недель.
ТЯЖЕЛАЯ СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ:
Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами;
аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая
рвота, функциональное нарушение стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное,
ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню
пребывания в ДОУ. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное, лишенное
практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет
агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место
задержка речевого развития на 2 -3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.
Тяжелая степень адаптации может проявляться в двух вариантах:
1 Нервно-психическое развитие отстает на 1-2 квартала, респираторные заболевания –
более 3-х раз, длительностью более 10 дней, ребенок не встает и не прибавляет в весе в
течение 1-2 кварталов.
2 Дети старше трех лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых,
заласканные, занимающие центральное место в семье, поведенческие реакции
нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в ДОУ, нервно-психическое развитие отстает на
2-3 квартала (от исходного), замедляется рост и прибавка в весе.
Невротические реакции:
-рвота
-пристрастие к личным вещам
-наличие страхов
-неуправляемое поведение
-стремление спрятаться от взрослых
-истерические реакции
-тремор подбородка, пальчиков.
Приложение 2.
Анкеты для родителей детей, поступающих в детский сад
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам
детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания
благоприятных условий его развития.
1. Ребенок:
Ф.И.
Дата рождения
Домашний адрес
2. Мать:
Ф.И.О.
Дата рождения, телефон
Образование, специальность, место работы
3. Отец:
Ф.И.О.
Год рождения телефон,
Образование, специальность, место
работы
4. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)
5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с
ними
6. К кому из членов семьи ребенок больше
привязан
7. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы
перенес
8.
Основные виды игр и занятий дома
9. Кто прибирает игрушки
10. Что умеет делать ребенок самостоятельно
11. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):
— с детьми своего возраста да нет
— с детьми старшего возраста да нет
— с незнакомыми взрослыми да нет
— с родными да нет
12. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните):
— спокойным; мало эмоциональным; очень эмоциональным
13. Выполнение, каких режимных моментов доставляет Вам больше всего
трудностейдома подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое
(допишите)
14. Какой аппетит у Вашего малыша хороший; ест все; плохо имало; в зависимости от
того, что в тарелке?
15. Как Вы его кормите дома? (нужное подчеркнуть): он ест сам; сначала ест сам, потом
докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно;
мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет;
пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.
16. Как засыпает ребенок дома? (нужное подчеркнуть): быстро; медленно; сам; с ним
рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам;
одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.
Спасибо!
Приложение 3.
Лист адаптации
Группа №
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения
Дата поступления в ДОУ
Возраст при поступлении
Группа здоровья
Данные антропометрии: рост
Заболевания во время адаптации
Дни наблюдений/оценка параметров в баллах
Параметры
1
Показатели
физического
здоровья
Показатели
психического
здоровья
вес
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
в группе
дома
Сон
Стул
Эмоциональное состояние
с детьми
Социальны
е контакты со взрослыми
Игровая деятельность
Реакция на изменение
привычной ситуации
Аппетит
Параметры
Эмоциональное состояние
Контакты с детьми
Контакты со взрослыми
Игровая деятельность
Реакция на изменение привычной ситуации
Оценка параметров адаптации в баллах
3
2
положительное
неустойчивое
инициативен,
вступает в контакт
инициативен,
принимает взрослого
проявляет интерес
активен
принятие
тревожность
Аппетит: N – норма; П – повышен; С – снижен.
Стул: N – норма; Н – недержание; О – отсутствует.
Лѐгкая – до 15 дней – 16 -20 баллов
1
отрицательное
пассивен, реакция протеста
реакция протеста, уход от контакта
пассивен, реакция протеста
непринятие
Сон: N – норма; П – плохо засыпает и просыпается; Н – не спит днѐм.
Степень адаптации:
Средняя – 15-25 дней – 15 -11 баллов
Тяжѐлая – более 25 дней – 10 - 7 баллов
25
Группа №
Дата поступления
Адаптационный лист на
Воспитатели:
Дат
а
Длительность Настроение
пребывания
Деятельность Аппетит
Сон
Дети
Возраст
Взрослые
Индивидуальны
проявления
Рекомендации