Программа воспитания МАДОУ дс 42 г.Ивделя

Оглавление
Пояснительная записка
Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы
1.1 Цель Программы воспитания
1.2 Задачи воспитания соответствуют основным направлениямвоспитательной работы
1.3 Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
1.4 Требования к планируемым результатам освоения Примерной программы
Раздел 2. Содержание Программы воспитания
2.1. Содержание Программы воспитания на основе формирования ценностей в ДОУ
2.2.Виды, формы и содержание деятельности
2.3 Направления реализации программы воспитания
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в
процессе реализации Программы воспитания
Раздел 3. Организационные условия реализации Программы воспитания
3.1 Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Раздел 4. Календарный план воспитательной работы

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания для Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 42 г. Ивделя (далее Программа),
предусматривает обеспечение процесса воспитания на основе требований Федерального
закона № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», с учетом
Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года.
Работа
по
воспитанию,
формированию
и
развитию
личности
дошкольников в МАДОУ детский сад № 42 г. Ивделя, реализующий образовательные
программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (далее – ДОУ),
предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей
начального общего образования (далее – НОО).
Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного социальнокоммуникативного развития детей дошкольного возраста. Признавая приоритетную роль его
личностного развития на основе возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и
потребностей;
Рабочая программа воспитания и организация воспитательной работы в ДОУ
спланирована с учетом региональной специфики реализации Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации.
Основой разработки Примерной программы являются положения следующих
документов:
 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании
12 декабря 1993 г.) (с поправками);
 Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
 Федеральный Закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании
в Российской Федерации»;
 Федеральный Закон от 29 декабря .2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
 распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
об утверждении Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года;
 распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р
об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
 распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р
об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на
период до 2025 года;
 приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования».
3

Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных
во ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других. Может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской
литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории и
т.п. (4.6. ФГОС ДО). Миссией воспитания и развития личности гражданина России выступает
сплочение и консолидация нации, укрепление социальной солидарности, повышении доверия
личности к жизни в России, согражданам, обществу, настоящему и будущему малой родины,
Российской Федерации, на основе базовых ценностей Российского гражданского общества и
развитие у подрастающего поколения навыков позитивной социализации.
В рабочей программе воспитания важно учитывать, что основой организации
воспитательного процесса в дошкольном возрасте являются представления об
особенностях данного возраста и тех психологических механизмах, которые лежат в
основе формирования личности на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики
возможных достижений ребенка, которые взаимосвязываются с портретом выпускника
ДОУ и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты
определяют направления рабочей программы воспитания.
С учетом особенностей среды, в которой воспитывается ребенок, в рабочей программе
отражаются образовательные отношения сотрудничества образовательной организации с
семьями дошкольников, а также со всеми субъектами образовательных отношений. Только при
подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты
детей, готовить ихк жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.

4

Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы
1.1 Цель Программы воспитания
Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие дошкольников и создание
условий для их позитивной социализации на основе базовых национальных ценностей
российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных
обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии
с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми
в обществе.
Задачи воспитания в МАДОУ формируются для каждого возрастного периода (от 0 до 3-х
лет и от 3-х до 7 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и
реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими
нормативными правовыми документами в сфере дошкольногообразования.
воспитания
соответствуют
основным
направлениямвоспитательной работы:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия.
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого воспитанника
в период дошкольного детства независимо от пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей
здоровья).
3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в
рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребѐнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром.
5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества.
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребѐнка,
формирование предпосылок учебной деятельности.
7.Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и
организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программы с
учѐтом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
8.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей.
9.Формирование базовых основ национальных, этнокультурных, демографических,
климатических условий развития родного края.
1.2

Задачи

5

1.3 Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
Методологической основой Программы являются антропологический, культурноисторический и деятельностный подходы. Концепция Программы основывается на базовых
ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном
законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
При создании программа воспитания учтены принципы ДО, определенными
Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования
(далее – ФГОС ДО).
Программа воспитания построена на основе ценностного подхода, предполагающего
присвоение ребенком дошкольного возраста базовых ценностей и опирается на следующие
принципы:
Принцип гуманизма (гуманности). Каждый ребенок имеет право на признание его в
обществе как личности, как человека, являющегося высшей̆ ценностью, уважение к его
персоне, достоинству, защита его прав на свободу и развитие.
Принцип субъектности и личностно-центрированного подхода. Развитие и
воспитание личности ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности.
Принцип интеграции образовательного процесса. Комплексный и системный
подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации
содержания работы лежит идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие
детей во всех сферах и видах деятельности.
Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов
воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.
Принцип возрастносообразности. Содержание и методы воспитательной работы
должны соответствовать возрастным особенностям ребенка.
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Индивидуальный подход к
детям с учетом возможностей, индивидуального темпа развития, интересов.
Дифференцированный подход реализуется с учетом семейных, национальных традиций и т.п.
Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях
России, включая культурные особенности региона.
Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания
позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, 9
пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении
собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную
возможность следования идеалу в жизни.
Принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов
личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и
безопасного поведения.
Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной
деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их
освоения.
Принцип инклюзии. Все участники воспитательного процесса доброжелательно,
конструктивно и эффективно взаимодействуют с другими людьми, в том числе, с
представителями
различных
культур,
возрастов,
людей
с
ОВЗ.
6

1.4 Требования к планируемым результатам освоения Примерной программы
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления
личности
ребенка.
Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров,
представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного
возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии
развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на
гармоничном развитии человека в будущем.
Целевые ориентиры воспитательной работы для детей раннего возраста
(до 3 лет)
Портрет ребенка раннего возраста (к 3-м годам)
Направление
Ценности
Показатели
воспитания
Родина, природа
Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким,
Патриотическое
окружающему миру

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Способный понять и принять, что такое «хорошо»и
«плохо».
Проявляющий интерес к другим детям и способный
бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий
чувство
удовольствия в случае
одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения
со стороны взрослых.
Способный к самостоятельным (свободным) активным
действиям в общении.
Способный общаться с другими людьми с помощью
вербальных и невербальных средств
общения.

Познавательное

Знание

Физическое
и
оздоровительное

Здоровье

Проявляющий интерес
к
окружающему миру
и активность в поведении и деятельности.
Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки,
самостоятельно
ест,
ложится
спать.
Стремящийся быть опрятным.
Проявляющий интерес к физической активности.
Соблюдающий элементарные правила
безопасностив
быту, в ОО, на природе.

Трудовое

Труд

Поддерживающий
элементарный порядок в окружающей
обстановке.
Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях.
Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в
быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.

Этикоэстетическое

Культура и
красота

Эмоционально отзывчивый к красоте.
Проявляющий интерес и желание заниматьсяпродуктивными
видами деятельности.

7

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста
(до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Направления
Ценности
Показатели
воспитания
Родина,природа Любящий свою малую родину и имеющий представление
Патриотическое

о своей стране, испытывающий чувство привязанностик
родному дому, семье, близким людям.

Познавательное

Знания

Физическое и
оздоровительн
ое

Здоровье

Трудовое

Труд

Этикоэстетическое

Культура
и
красота

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Любознательный, наблюдательный, испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе творческом.
Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу
в познавательной, игровой, коммуникативной и
продуктивных видах деятельности и в самообслуживании,
обладающий первичной картиной
мира на основе
традиционных ценностей российского общества.
Владеющий
основными
навыками
личнойи
общественной гигиены, стремящийся соблюдатьправила
безопасного поведения в быту, социуме
(в том числе в цифровой среде), природе.
Понимающий ценность труда в семье и в обществе на
основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности,
проявляющий
трудолюбие при
выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в
быту, природе, поступках, искусстве, стремящийсяк
отображению прекрасного в продуктивных видах
деятельности, обладающий зачатками художественноэстетического вкуса.
Различающий основные проявления добра и зла,
принимающий и уважающий ценности семьи и общества,
правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к
нравственным поступкам, проявляющий задатки чувства
долга: ответственность за свои действия и поведение;
принимающий и уважающий различия между людьми.
Освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и
доброжелательный, умеющий слушать и слышать
собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих интересов и дел.

8

Раздел 2. Содержание Программы воспитания
2.1. Содержание Программы воспитания на основе формирования ценностей в ДОУ
Содержание Программы воспитания, в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «…должно содействовать
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой,
национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие
мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный
выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека,
формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями».
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного
возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной из задач которого
является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества:
− социально-коммуникативное развитие;
− познавательное развитие;
− речевое развитие;
− художественно-эстетическое развитие;
− физическое развитие.
2.2 Виды, формы и содержание деятельности
Виды деятельности:

игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),

познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними),

восприятие художественной литературы и фольклора,

самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,

природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Формы организации деятельности

игра, игровое упражнение, игра-путешествие, занятие;

тематический модуль, коллекционирование,

чтение, беседа/разговор, ситуации,

конкурсы, викторины, коллективное творческое дело,

проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические акции, экскурсии,
пешеходные прогулки.

праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования,

театрализованные игры, инсценировки.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы ДОУ, каждое из которых представлено в соответствующем
модуле.
9

2.3 Направления реализации программы воспитания
МОДУЛЬ 1
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:
 формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему
здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
 формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому
образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового
питания;
 создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья,
условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего
отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и
повышения эффективности ее использования;
 развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику вредных привычек;
 предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям,
занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на
основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными
способностями и склонностями детей;
 использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального
поведения;
 содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение
к участию в них детей.
МОДУЛЬ 2
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Экологическое воспитание дошкольников – одно из приоритетных направлений
воспитания. Это непрерывный процесс воспитания и развития детей, направленный не только
на расширение знаний в данной области, но и формирование культуры поведения в природе,
которая проявляется в положительном отношении к своему здоровью, к окружающему миру, в
ответственном отношении к природе, к соблюдению норм и правил поведения по отношению к
ней.
Проект «Экологическое воспитание» даѐт возможность формировать у дошкольников
осознанно- правильное отношение к природе, природным явлениям. Осознанно-правильное
отношение детей к природе строится на еѐ восприятии, эмоциональном отношении к ней,
знакомстве и знаниях особенностей жизни отдельных живых существ. Дети узнают
новую информацию о живой и неживой природе, еѐ представителях, знакомятся с народными
приметами, литературными произведениями, через которые познают красоту окружающего
мира, выполняют различные трудовые поручения что даѐт возможность понять меру
собственной ответственности за сохранение и улучшение жизни растений и животных,
необходимость бережного отношения ко всему живому, пониманию что человек – часть
природы.
Деятельность дошкольников, в проекте, это путешествия в природу, главным
содержанием которых является знакомство с живой природой родного края, с местными
обычаями, содействие по просвещению и экологическому воспитанию, по охране природы
родного края, города, сада.
Методическая составляющая базируется на основе парциальной программы
«Юный эколог» С. Н. Николаевой. Данная программа ориентирована на постоянное и
систематическое взаимодействие детей с живой природой. В помещении и на участке
дошкольники должны быть окружены растениями и животными, вокруг которых воспитатель
организует различную деятельность. Процесс осознанно-правильного отношения к природе
сопровождается
различными
видами
детской
деятельности (игровой, подвижной,
познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, коммуникативной).
Экологическое воспитание - несомненно важная часть развития детей дошкольного
возраста. Эту сложную задачу невозможно решить без совместных усилий и продуктивного
сотрудничества взрослых – воспитателей и родителей. Объединяя обучение и воспитание в
10

целостный образовательный процесс, непосредственно участвуя в этом процессе, родители
сами стараются быть образцом духовно-нравственных и социокультурных ценностей для своих
детей.
МОДУЛЬ 3
«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
 воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
 формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться,
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой
деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
 развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
 содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная,
двигательная, трудовая, художественно-эстетическая.
МОДУЛЬ 4
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Гражданское воспитание включает:
 создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции,
гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и
нравственных ценностях российского общества;
 развитие культуры межнационального общения;
 формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
 воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
 развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного
участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в
различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
 развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности;
 формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности,
позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям;
 разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой,
социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
Приобщение детей к культурному наследию предполагает:
 эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том
числе
литературного,
музыкального,
художественного,
театрального
и
кинематографического;
 создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
 увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к
классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым
произведениям искусства и литературы;
 создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;
 развитие музейной и театральной педагогики;
11









поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры,
проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских
культурных, нравственных и семейных ценностей;
создание и поддержку производства художественных, документальных, научнопопулярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное,
гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;
повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в
приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с
использованием информационных технологий;
создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных
традиций и народного творчества.
МОДУЛЬ 5
«КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ»

Для каждого учреждения важным фактором является участие в конкурсном движении.
Конкурсы могут быть организованны для педагогов ДОУ, для детей, родителей, а также
совместные конкурсы для родителей и детей. Это могут быть конкурсы – выставки поделок,
рисунков, фотоконкурсы, различных направлений и тематик.
Так же конкурсы могут быть как очными, так и заочными.
Цель деятельности педагога: создание условий для развития творческих способностей
детей дошкольного возраста.
Через конкурсное движение в детском саду, через весь комплекс мероприятий,
проводимых в рамках конкурсов, педагогический коллектив решает для себя важную задачу по
воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и детском саду. Мы
стараемся подобрать виды и темы конкурсов так, чтобы каждый родитель мог найти здесь
интерес для себя и своего ребенка.
Направления деятельности воспитателя по реализации задач воспитания:
 установление партнѐрских взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками;
 поддержка детской инициативы и самостоятельности;
 добровольное участие детей в конкурсах;
 поиск новых увлечений и раскрытие способностей.
Формы организации конкурсного движения для решения воспитательных задач:
конкурсы детского творчества, смотры-конкурсы, фестивали, разработка и защита проектов,
соревнования.
МОДУЛЬ 6
ТЕХНИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
«ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ»

Основной целью модуля является разработка системы формирования у детей
предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в
соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Подготовка детей к изучению технических наук – это и обучение, и техническое
творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом
людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.
Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать
их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех
возрастов – от воспитанников детского сада до студентов.
Деятельность с «Дарами Фрѐбеля» задается эмоциональным единением взрослого с
ребенком, что придаѐт занятиям одухотворенность.
Использование игрового пособия позволяет создавать такие ситуации и предлагать
детям такую деятельность, в которой ключевым моментом будет оценка собственных умений и
результатов собственной деятельности.

12

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
С учетом особенностей современного детства в образовательной программе ДОУ
отражается сотрудничество учреждения с семьями дошкольников, а также со всеми
субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать
гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, готовить их к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Для детского сада важно интегрировать семейное и общественное дошкольное
воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к
участию в учебно-воспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания,
консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, викторины, дни открытых дверей,
просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, занятия по дополнительному
образованию. Педагоги применяют средства наглядной пропаганды (информационные
бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), используют
интерактивные курсы сопровождения образовательной программы, публикуют информацию в
групповых блогах и на сайте ДОУ, привлекают родителей к участию в проведении
праздников, развлечений, экскурсий, групповых дискуссий, мастер-классов. Экскурсии,
целевые прогулки, походы (совместно с родителями) помогают дошкольнику расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной
среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт
социально одобряемого поведения в различных ситуациях вне садика.
Для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или
иной проблемы, возможных путях и способах ее решения проводятся микроисследования в
сообществе детей и родителей (анкеты, тесты, опросники).
Групповые формы работы:
-Родительский комитет и Наблюдательный совет ДОО, участвующие в решениивопросов
воспитания и социализации детей.
-Педагогические гостиные, посвященные вопросам воспитания мастер-классы, семинары,
круглые столы с приглашением специалистов.
-Родительские собрания, посвященные обсуждению актуальных и острых проблем
воспитания детей дошкольного возраста.
-Взаимодействие в социальных сетях: родительские форумы на интернет-сайте ДОО,
посвященные обсуждению интересующих родителей вопросов воспитания; виртуальные
консультации психологов и педагогов.
Индивидуальные формы работы:
-Работа специалистов по запросу родителей для решения проблемных ситуаций, связанных с
воспитанием ребенка дошкольного возраста.
-Участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения
острых проблем, связанных с воспитанием ребенка.
-Участие родителей (законных представителей) и других членов семьи дошкольника в
реализации проектов и мероприятий воспитательной направленности.
-Индивидуальное консультирование
родителей
(законных
представителей) c целью
координации воспитательных усилий педагогического коллективаи семьи.

13

Раздел 3. Организационные условия реализации Программы
воспитания
3.1 Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания ДОУ обеспечивает формирование социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих:
 создание уклада ДОУ, отражающего сформированность в нем готовности всех
участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и
регулярно воспроизводить наиболее ценные для детского сада воспитательно значимые
виды совместной деятельности. Уклад ДОУ направлен на сохранение преемственности
принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего
образования;
 обеспечение
воспитывающей
личностно
развивающей
предметнопространственной среды;
 оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка
родителей (законных представителей) по вопросам воспитания;
 современный уровень материально-технического обеспечения Программы,
обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и
воспитания;
 наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к
достижению целевых ориентиров Программы воспитания;
 учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, в
интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических,
психологических, национальных и пр.)
Воспитательный процесс в ДОУ строится на следующих принципах:
-неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности ребенка;
-создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой
невозможно конструктивное взаимодействие детей, их семей, и
-системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности
В соответствии с ФГОС ДО воспитывающая личностно развивающая предметнопространственная среда обеспечивает максимальную реализацию воспитательного потенциала
пространства Организации, Группы и прилегающей территории для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и
укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Воспитывающая личностно развивающая предметно-пространственная среда должна
обеспечивать реализацию воспитательной программы, с учѐтом возрастных особенностей
детей, а также национально-культурных и климато-географических условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность.
Условия
организации
воспитывающей
личностно
развивающей
предметнопространственной:
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию
Программы. Воспитательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и
воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе
расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в
соответствии со спецификой Программы).
14

Организация воспитательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
 игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том
числе с песком и водой); - двигательную активность, в том числе развитие
крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
 эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно
пространственным окружением;
 возможность самовыражения детей. Для детей раннего возраста воспитательное
пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности
для движения, предметной и игровой деятельностис разными материалами.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
воспитывающей личностно развивающей предметно-пространственной в зависимости от
воспитательно-образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
 возможность разнообразного
использования
различных
составляющих
предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и
т.д.;
 наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих
жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе
природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской
активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает:
 наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и
пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования,
обеспечивающих свободный выбор детей;
 периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность детей.
Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где
осуществляется воспитательно-образовательная деятельность; свободный доступ
детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности; - исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность
воспитывающей личностно развивающей предметно-пространственной
надежности и безопасности их использования. ДОУ самостоятельно определяет
средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том
числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование,
инвентарь, необходимыедля реализации Программы. Пространство группы
организовано в виде центров развития, позволяющих ребенку самостоятельной
выбирать интересующий их игровой, развивающий материал. Каждый из центров
регулярно пополняется материалами и игрушками в соответствии с психолого
педагогическими задачами комплексно тематического плана организации процесса
воспитания детей, их индивидуальными интересами и потребностями. Центры
активности воспитывающей личностно развивающей предметно-пространственной
способствует активному включению ребенка в воспитательный процесс.
15

Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Безусловно, процесс воспитания - процесс комплексный. Комплексность в данном
контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного
процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Формирование
личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и
педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что
в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по
уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Комплексный
характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных
педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между
воспитателями и воспитанниками. Воспитательному процессу присущи значительная
вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние
могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями названных выше
субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их
социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной
подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также
оказывают большое влияние на его ход и результаты. Процесс воспитания имеет
двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от
воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. Управление процессом
строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая
поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем
целесообразнее воспитательное воздействие.
Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического процесса
может быть представлено взаимосвязанной системой таких педагогических действий, как:
 постановка перед воспитанниками целей и разъяснение задач деятельности;
 создание условий для принятия задач деятельности коллективом и
отдельнымивоспитанниками;
 применение отобранных методов, средств и приемов осуществления
педагогическогопроцесса;
 обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса и создание
условийдля его эффективного протекания;
 использование необходимых приемов стимулирования активности обучающихся;
 установление обратной связи и своевременная корректировка хода
педагогического процесса.
Воспитательная деятельность педагога проявляется, прежде всего, в ее целях. Она не
имеет конкретного предметного результата, который можно было бы воспринимать с
помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других
видов деятельности (учебной, трудовой). Содержание, формы и методы воспитательной
деятельности педагога всегда подчинены тому или иному виду деятельности детей. О ее
эффективности можно судить и по таким критериям, как уровень развития коллектива,
обучающихся, характер сложившихся взаимоотношений, сплоченность группы
дошкольников. Однако основной продукт воспитательной деятельности всегда носит
психологический характер. Деятельность педагога-психолога, как и любая другая,
строится на основе переработки поступающей информации. Важнейшей является
психологическая информация о свойствах и состояниях коллектива и его отдельных
членов. Отсюда воспитательная деятельность представляет собой различные методы,
средства и приемы психологического и педагогического воздействия и взаимодействия.
Основным признаком эффективного педагогического взаимодействия является
взаимосвязь всех педагогов ДОУ направленная на развитие личности ребенка,
социального становления, гармонизацию взаимоотношений детей с окружающим
социумом, природой, самим собой.
16

При организации воспитательных отношений необходимо использовать потенциал
основных и дополнительных образовательных программ и включать обучающихся в
разнообразную, соответствующую их возрастным индивидуальным особенностям,
деятельность, направленную на:
 формирование у детей гражданственности и патриотизма;
 опыта взаимодействия
со сверстниками и взрослыми в соответствии с
общепринятыминравственными нормами;
 приобщение к системе культурных ценностей;
 готовности к осознанному выбору профессии;
 экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе,
людям,собственному здоровью;
 эстетическое отношение к окружающему миру;
 потребности самовыражения в творческой деятельности, организационной
культуры, активной жизненной позиции.
Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса
организационных и психолого-педагогических задач, решаемых педагогом с целью
обеспечения оптимального развития личности ребенка.
Методическая детализация реализации воспитательной деятельности педагога
осуществляется в процессе ее проектирования и организации.
Образовательное учреждение укомплектовано кадрами, имеющими необходимую
квалификацию для решения задач, определѐнных основной образовательной программой
дошкольного образовательного учреждения, способными к инновационной
профессиональной деятельности. Основой для разработки должностных инструкций,
содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учѐтом
особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и
компетентности работников образовательного учреждения служат квалификационные
характеристики, представленные в Едином квалификационном справочнике должностей
руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования»).
Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного обеспечения реализации
программы воспитания в ДОУ включает:
 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся”.
 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г, (ФГОС ДО). Основные
локальные акты:
 Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
МАДОУ детский сад № 42 г. Ивделя
 План работы на учебный год
 Календарный учебный график;
 Рабочая программа воспитания в ДОУ;
 Рабочие программы воспитания педагогов групп, как часть основной
образовательной
программы (далее – ООП ДО);
 Должностные инструкции специалистов, отвечающих за организацию
воспитательной деятельности в ДОУ;
17



Документы, регламентирующие воспитательную деятельность в ДОУ (штатное
расписание, обеспечивающее кадровый состав, реализующий воспитательную
деятельность в ДОУ)
Материально-техническое обеспечение реализации Программы воспитания

Материально-техническое обеспечение и оснащенность ДОУ предназначены для обеспечения
эффективного наполнения воспитательного процесса. Сегодня качество дошкольного
образования – приоритетное направление образовательной политики государства.
Федеральный образовательный стандарт, вступивший в силу в 2014 году, регламентирует
условия реализации образовательной программы и обеспечивает социальное развитие каждого
ребенка в различных сферах. В нем также отражены вопросы морального и нравственного
благополучия ребенка. С каждым годом в перечень требований к оснащению ДОУ вносятся
поправки и изменения, регулярно обновляется и содержание материально- технического
оснащения. Однако база этих требований остается постоянной и содержит:
 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
 требования пожарной безопасности;
 перечень средств воспитания и обучения в зависимости от возраста и
особенностей развития детей;
 рекомендации по оснащенности помещений и различных зон детского сада;
 требования к методическому обеспечению, а также к оборудованию дошкольного
учреждения.
Цель этих требований – оптимизировать процесс воспитания и обучения. Они направлены
на:
 обеспечение безопасных условий для воспитанников;
 стимулирование творческого развития;
 обеспечение индивидуального подхода в воспитании каждого ребенка с целью выявить
таланты ребенка.
Воспитательные процессы направлены на подготовку к школе и реализуются ссоблюдением
прав ребенка и персонала. Виды деятельности (игра, общение, познавательная деятельность),
через которыереализуются задачи образовательной программы, зависят от возраста детей и их
индивидуальных особенностей
Информация о материально-техническом обеспечении реализации программы
представлена на сайте: https://42ivdel.tvoysadik.ru
Наполнение предметно-развивающей среды соответствует стандартам и отвечает
всем требованиям безопасности. Материально-техническая база ДОУ – это важное звено
в цепи обеспечения высокого качества образования. Каждая из составляющих ее частей
оказывает непосредственное влияние на развитие ребенка.
Если оснащение детского сада соответствует требованиям ФГОС, процесс воспитания будет
максимально продуктивным и эффективны.

18

Детский сад имеет все виды благоустройства: водопровод, канализацию,
централизованное отопление. Имеет свой стиль, дизайн. В МАДОУ функционируют
помещения, обеспечивающие осуществление воспитательно-образовательного процесса
по всем направлениям развития ребенка. Здание детского сада двухэтажное. На первом
этаже здания расположены: 1 группы раннего возраста и одна 1младшая группа, кабинет
заведующего, методический кабинет, медицинский блок, пищеблок, кабинет заместителя
заведующего по ХЧ, а также физкультурный – музыкальный зал. На втором этаже
расположены: 4 дошкольных группы. Для каждой возрастной группы имеется все
необходимое для полноценного функционирования помещения: раздевальная, игровая,
туалетная (умывальная), спальная. Каждая возрастная группа имеет прогулочную беседку,
прогулочный участок, оборудованный и оснащенный в соответствии с возрастными
потребностями детей. Все оборудование покрашено и закреплено. На территории детского
сада имеется спортивная площадка для игровой и физкультурной деятельности детей. Так
же на территории детского сада имеются зеленые насаждения (различные виды деревьев и
кустарников). В летний период территория облагораживается клумбами, цветниками.
Материальная база детского сада периодически преобразовывается, трансформируется,
обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности
детей. Все это позволяет педагогам организовывать работу по сохранению и укреплению
здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских
коллективах, а также повсестороннему развитию каждого ребенка.
Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориями детей
(при наличии)
В дошкольном возрасте воспитание, образование и развитие – это единый процесс.
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы
принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей
(психофизиологических,
социальных,
психологических,
этнокультурных,
национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную
ситуацию развития.
Инклюзия
является
ценностной
основой
уклада
ДОО
и
основаниемдля проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада ДОО инклюзивное образование – это идеальная
норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота,
принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность,
социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками
образовательных отношений в ДОО.
На уровне воспитывающих сред:
 предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
детей с ОВЗ;
 событийная среда ДОО обеспечивает возможность включения каждого
ребенка в различные формы жизни детского сообщества;
 рукотворная среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности
достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
19

ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и
смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми,
родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном
образовании развивается на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в
совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детскородительских группах обеспечивает
условия
освоения
доступных
навыков,
формирует
опыт
работы в команде, развивает активность и
ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
На уровне
событий:
проектирование
педагогами
ритмов
жизни,
праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации
развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и
событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и
уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить
переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе
детей и взрослых.
Основными принципами реализации Программы воспитания в ДОО,
реализующих инклюзивное образование, являются:
 принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства
(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение
(амплификация) детского развития;
 принцип
построения
воспитательной
деятельности
с
учетом
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным субъектом воспитания;
 принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
 принцип формирования и поддержки инициативы детей в различных видах
детской деятельности;
 принцип
активного
привлечения
ближайшего
социального
окружения к воспитанию ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОО являются:
 формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
 формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их
семьямсо стороны всех участников образовательных отношений;
 обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семье
ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению уровня
педагогическойкомпетентности родителей;
 налаживание
эмоционально-положительного
взаимодействия
детей с окружающими, в целях их успешной адаптации и интеграции в
общество;
 взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
 охрана и
укрепление
физического
и
психического
здоровья
детей,в том числе их эмоционального благополучия;
 объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
20

обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».